Аллея звёзд — Ирина Алфёрова - легендарная актриса театра и кино

Ирина Алфёрова - легендарная актриса театра и кино, Народная артистка России
Ирина Алфёрова - легендарная актриса театра и кино, Народная артистка России

ЦИТАТЫ:
«Просто я не люблю вообще никакие празднества. Вообще никакие. И тем более отмечать. Это единственное спасение: играешь и, вроде как, спасаешься.»
«Детство людей моего поколения – оно было счастливейшее. У меня был двор просто сказочный. У нас была коммуналка. Соседи были – дядя Митя, тетя Женя, они нами занимались. Они такие были бывшие дворяне. Окружен наш дом был садом, беседками. У нас там была сцена, мы ставили спектакли. Я только не могу вспомнить, как мы это играли. Помню, что первым был «Свинопас» Андерсена. Я играла Свинопаса.»
«Я поняла, что надо четыре часа заниматься, а я в это время могу играть. Я могу читать, а я буду одно и то же делать что ли? Это совершенно не для меня, и я спорт сразу отрубила. И до сих пор не понимаю, как можно столько времени тратить на это.»

ИНТЕРВЬЮ:

УТРЕННЕЕ ШОУ: С добрым утром, друзья! А вот и пятница, а вот и фантастический сюрприз! Внимание-внимание, ребята, у нас сегодня в гостях актриса театра и кино, Народная артистка Российской Федерации, несравненная и всеми любимая Констанция, великолепная, талантливая, очаровательная ведущая, актриса театра «Школа современный пьесы» Ирина Алферова, встречаем бурными продолжительными аплодисментами!

Алферова: Доброе утро!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Завтра у вас юбилей, 13-ое число. Скажите, а для вас 13-ое число – счастливое? Вы суеверный человек?

Алферова: Вероятно, так. Все актеры суеверные.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А выходить на сцену в свой день рождения – хорошая примета?

Алферова: Просто я не люблю вообще никакие празднества. Вообще никакие. И тем более отмечать. Это единственное спасение: играешь и, вроде как, спасаешься.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Ирина, завтра в день своего рождения вы, кстати, сыграете в театре «Школа современной пьесы» в спектакле «Толстого нет». Он будет каким-то особенным?

Алферова: Он будет особенным, потому что это премьера. Очень особенным получился спектакль, потому что режиссер очень хороший – Александр Сазонов. И он использовал весь зал, очень красивый такой, старинный. Он двигается, поднимается. И это все имение Толстых. А все зрители – это дети, родственники, крестьяне. В общем, все. Мы ходим по всему залу. И тема необычная.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Я читала, что вы даже по дому делаете все сами. А как вы успеваете? И в театре, и на съемочной площадке, и по дому…

Алферова: Я давно научилась делать все быстро, я считаю это зарядкой.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Милые дамы, берем пример!

Алферова: Считаю, что не надо по этому поводу грустить. Посуда – значит, посуда.

УТРЕННЕЕ ШОУ: В 1983 году в журнале «Советский экран» вышло интервью, где вы отвечали на вопросы читателей. В нем вы сказали, что хотели бы когда-нибудь написать книгу о своем детстве. Раскройте тайну, с чего бы начиналась первая глава?

Алферова: Она бы начиналась с детства. Потому что детство людей моего поколения – оно было счастливейшее. У меня был двор просто сказочный. У нас была коммуналка. Соседи были – дядя Митя, тетя Женя, они нами занимались. Они такие были бывшие дворяне. Окружен наш дом был садом, беседками. У нас там была сцена, мы ставили спектакли. Я только не могу вспомнить, как мы это играли. Помню, что первым был «Свинопас» Андерсена. Я играла Свинопаса.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Вы, девочка, играли Свинопаса?

Алферова: Да! А я так хотела играть Принцессу!

УТРЕННЕЕ ШОУ: В детстве вы занимались в балетной студии и рассказывали, что даже домашнюю работу выполняли под музыку. А еще какие у вас были увлечения?

Алферова: Я начала с того, что детство было счастливое. То есть, через каждый метр какие-то были студии и в нашем доме какая-то пенсионерка открыла кружок, она нас учила вязать. Другая учила делать цветочки. Дальше идешь – объявление висит: «Балетная студия» - записывались. Дальше идешь – бассейн — записываемся. Дальше баскетбольная сетка – записываемся. Я помню, записывалась во все секции, но спорт отпал сразу, потому что я записалась в бассейн, а плавать не умела. Они говорят: «Ну, давайте». Я бросилась и поплыла. Ну, потом баскетбольная секция. Я поняла, что надо четыре часа заниматься, а я в это время могу играть. Я могу читать, а я буду одно и то же делать что ли? Это совершенно не для меня, и я спорт сразу отрубила. И до сих пор не понимаю, как можно столько времени тратить на это.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Но на каком-то кружке остановились? Не балетная это студия была?

Алферова: Балетная была. У нас рядом была балетная школа, у нашего Новосибирского Большого театра – очень знаменитая. Я очень хотела. Очень люблю танцевать. До сих пор это мое любимое занятие. Я все время танцевала, я сама танцевала. Мне не надо было учиться этому. Включала радио и все делала по дому. В общем, все время танцевала. И сейчас во всех спектаклях, антрепризах, я танцую.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Ирина, вы стали суперзвездой в конце 70-х после выхода телефильма «Хождение по мукам», где сыграли роль Даши. А после этого вы начали пользоваться своей популярностью в обычной жизни?

Алферова: Я этого не ощущала. Наша жизнь была непростой в советское время. 90 рублей зарплата, все время надо было выживать, покупать, доставать. Ничего не было. Очень смешные были случаи всякие. К нам пришли гости, а у нас был винный магазин в доме, небольшая такая комнатка. Думаю, схожу за водкой. Надела косыночку, зашла в магазин. Толпа стоит – не подойти! Я встала в очередь – я всегда в очередь встаю.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Да ладно?!

Алферова: А иначе мне неловко. И вдруг меня видит продавец: «Ах, Даша! Дайте Даше пройти! Даша, пройдите! Дайте ей без очереди водки!»

(смеются)

Алферова: Я это никогда не забуду!

УТРЕННЕЕ ШОУ: В 2011 году вы снимались в картине «Распутин» вместе с Жераром Депардье. Как вам с ним работалось?

Алферова: С ним не сталкивались. Но он меня сразу отметил, подошел.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А как отметил?

Алферова: Я же играла Юсупову, самую богатую и красивую женщину России. И там была моя последняя сцена. И режиссер хлопает – всегда, когда прощается. И он рванул ко мне. Было приятно, конечно. Он всех развлекал. Мне понравилось, как он существует на площадке. Он понимал эту роль, что он бес какой-то. И он не замолкал. Он всех развлекал. Держал всю площадку. Мне он очень понравился. Он очень милый, симпатичный.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Вы ведь мегапопулярная актриса, огромное количество поклонников, огромное количество подарков от этих поклонников. А есть такой подарочек, который вам запомнился на всю жизнь?

Алферова: Пьер Карден, мы были с ним знакомы. Он подарил мне очень красивое платье, которое живо до сих пор. Я, правда, не могу в него войти. Оно очень худенькое. Он подарил нам собаку Авоську. Это был Новый год, он нам подарил собаку. Потом приезжал, когда, просил, чтобы мы ее привели в гости. Я помню, «Метрополь», люкс безумный. Мы принесли Авоську, а он наряды принес ей. Он бегал на четвереньках за ней по этому номеру.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А Авоськой Карден ее назвал или вы?

Алферова: Он.

УТРЕННЕЕ ШОУ: В 1991 году вы снимались в клипе Александра Серова «Ты меня любишь». Вы отнеслись к этому серьезно или для вас это была какая-то забава?

Алферова: Я этому отдала многое. Поэтому он и получился. Сейчас клипы – это картинки, я даже не понимаю, зачем их снимают. Нет, а у меня там участвует и душа. И поэтому он смотрится, так захватывает. Мне нравится, как Серов поет. Мне нравится его тембр. Его сильный тембр. Слава богу, что это было. Я поняла, что буду счастливой женщиной на экране.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Ирина Ивановна, а после первых успешных киноролей у вас не было желания посвятить себя только кино, а не театру?

Алферова: Да нет, вы знаете, я все время хотела быть актрисой. Это было и осознанно, и неосознанно. Все правильно. Не могу сказать, что шла тараном. Я не хотела блистать. Поэтому, когда я заканчивала театральный институт, мне было в Урюпинск распределение. Мне было все равно, я хотела в театр. Я не хотела на Мосфильм. Именно в театр! Я отказывалась очень долго от проб. С таким недоверием! Какое счастье, что меня уговорили.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А как изменилась вообще театральная жизнь, если сравнивать 70-е, 80-е, 90-е и наше время? Когда было легче? Если можно так сказать. И интереснее работать?

Алферова: Тогда было сложнее. Было меньше театров. Мне говорили, почему не уходила из Ленкома. Во-первых, я очень терпеливая. Я не понимала, почему меня не замечают, потому что я ничего такого плохого не делаю и не вижу актрис, которые могли бы со мной сравниться – вот такая наглая.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А почему нет?!

Алферова: Нельзя было уйти, потому что в никуда ты уходил. Когда началась перестройка, появились антрепризы. Их многие ругают. Но это спасение. А сейчас… Люди приходят, они хотят хоть тут получить какую-то надежду, что можно пробиться, можно выжить. А оно есть в жизни. Но мало ли какая у людей жизнь.

УТРЕННЕЕ ШОУ: До нас дозвонился Анатолий из города Смоленск. Желает с нами пообщаться, вы уж не откажите. Анатолий, доброе утро!

Анатолий: Здравствуйте! Я хотел бы сказать, что лучше вас, Ирина Ивановна, не исполнил роль Констанции в художественном фильме «Д’Артаньян и три мушкетера» никто. И у меня есть к вам вопросик. Как вы думаете, если бы Констанция осталась бы жива, вы бы вышли замуж за Д’Артаньяна?

Алферова: Если это Боярский, то да.

(смеются)

УТРЕННЕЕ ШОУ: Михаил Сергеевич, уверена, слушает нас и радуется.

Алферова: Ну, я ему и так много говорю всегда. Да нет, просто эта картина принадлежит Мише, его энергии, тут только он.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А вы вообще верите в любовь с первого взгляда?

Алферова: Да, конечно. Это очень опасно. Потому что потом уже начинаешь видеть, а уже… все!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Уже влюбился!

УТРЕННЕЕ ШОУ: А у вас были кумиры? На кого вы хотели быть в детстве похожи?

Алферова: Раньше продавались такие вот открыточки по семь копеек – актеры кино. Мы гонялись – этот появился, этот появился. И мы покупали эти открытки, у нас были альбомы, и мы играли в этих актеров. Они мне казались безумно красивыми, недосягаемыми совершенно. Мужчины вообще все были актеры хорошие. Про Тихонова и не говорю! В сознательные годы, когда я увидела первый фильм «Поезд» с Роми Шнайдер, – все, нет красивее! Она настоящая. Эта красота! Когда видишь ее, она какая-то живая, она необыкновенная совершенно. Она там играет, изменяет мужу – ей все прощают. Потому что, если она это делает, она это делает по каким-то очень обоснованным вещам. Ей все можно. Есть такое понятие – женщина. Это Роми Шнайдер. Женщина.

УТРЕННЕЕ ШОУ: У вашего родного театра «Школа современной пьесы» 27 марта день рождения. И вы там с самого основания, и вы играете в иммерсивном спектакле «На трубе».

Алферова: Дело в том, что наше здание – оно историческое. Там был самый лучший ресторан «Эрмитаж». И все великие люди России, все писатели, поэты – там все были. Там пел Шаляпин, там отмечались все МХАТовские премьеры. Там была свадьба Чайковского.

УТРЕННЕЕ ШОУ: То есть «На трубе» – это на Трубной площади реальные ситуации.

Алферова: Очень интересный спектакль.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Надо посетить. А в каких еще спектаклях можно будет увидеть вас на сцене?

Алферова: Самое главное – это «Шинель/Пальто». Это последняя премьера. И «Толстой…» И «На трубе».

УТРЕННЕЕ ШОУ: Ну что, все за билетами, товарищи!

 

12.03.2021