Аллея звёзд — Евгений Стеблов - актёр театра и кино

Евгений Стеблов - актёр театра и кино, Народный артист России
Евгений Стеблов - актёр театра и кино, Народный артист России

ЦИТАТЫ:
«Если хотите, могу немножко рассказать о Раневской. Она иногда репетицию останавливала. И, что ей на ум пришло, вспоминала. Это было занятно и интересно. Как-то мы ее спросили: «Фаина Георгиевна, что такое для вас натурные съемки в кино?» Она сказала: «Деточка, это когда ты в бане, а туда пришла экскурсия».»
«Понимаете, я же всю жизнь играл ведущие роли и в театре, и в кино. А тут роль небольшая. И по опыту я знаю, что небольшая роль - там есть свои особенности. Там надо какую-то сразу задать характеристику, которая сразу запоминается. И я придумал такой ход про ведущего артиста в театре, который потом потерял голос - этот персонаж Канин. А так как кино-то немое, то голос неважен.»
«(о дружбе с Никитой Михалковым) Понимаете, мы с ним друзья, поэтому не на равных мы с ним никогда не были. Поэтому как были друзья, так и есть. Но мы же все профессионалы. Никаких у нас проблем с этим никогда не было. У нас творческое взаимопонимание просто по глазам. Вместе писали, вместе дружили, какие-то житейские обстоятельства.»

ИНТЕРВЬЮ:

УТРЕННЕЕ ШОУ: С добрым утром!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Здравствуйте!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Всех с пятницей! Поздравляем с праздником! У нас сегодня в гостях с утра пораньше первый гость нового сезона! Легендарный, знаменитый, несравненный, обалденный! Евгений Стеблов! Евгений Юрьевич, доброе утро!

Стеблов: Доброе утро, здравствуйте!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Рады вас очень видеть у нас на Ретро FM в «Первой смене». Я так понимаю, что у всех пятница складывается уже хорошо!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Более, чем хорошо!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Это точно. Давайте с самого начала и начнем. Мимо фильма «Я шагаю по Москве» пройти невозможно, это практически ваша визитная карточка. В 17 лет вы уже стали знаменитым. А трудно было попасть на одну из главных ролей этого фильма, будучи студентом второго курса Щукинского училища?

Стеблов: Я только окончил первый курс, до этого я снялся в эпизоде фильма «Первый троллейбус». Это студия Горького. А потом мы пошли с моим однокурсником на Мосфильм. Вдруг кто внимание обратит.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Себя показать?

Стеблов: Да. В моем случае даже не пришлось себя показывать. Только мы прошли через проходную Мосфильма, встретили студента вечернего факультета, который говорит: «Вы чего?» Ну, чего? Все понимали «чего». Он говорит: «Зайдите в группы «Я шагаю по Москве», и мы зашли. Дали нам сценарий почитать. Я ничего не понял. Но сниматься очень хотелось. Потом нас показали Георгию Николаевичу. Он сказал, чтобы сделали фотопробу. «А этого, — говорит, вообще не надо». То есть, меня.

УТРЕННЕЕ ШОУ: В смысле, не надо в кино брать?

Стеблов: Сказал, что не надо ничего. Лика Авербах, теперь называется это кастинг-директор... Она была ассистентом по актерам. Мы ее с Никитой называли Лика-заика. Она очень сильно заикалась. Она сказала: «Ну, ты так жжжалобно ссссмотрел, что я решиллла тебббе тоже сдддделать фотоппппробу». И сделали. Хотя я не помню, чтобы я особенно жалобно смотрел. Просто взгляд у меня такой, видно. И, короче говоря, сделали фотопробу. И эта фотопроба, она действительно оказалась в буквальном смысле моим звездным билетом. И когда Евгений Николаевич увидел, он сказал: «Где он? Давайте его сюда!». А к этому времени уже был утвержден на эту роль артист другой и пострижен наголо.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А кто?

Стеблов: А с этим вопросом я тоже потом обращался к Георгию Николаевичу, на что он мне отвечал: «Зачем тебе это знать? Может, он тебя всю жизнь ненавидит, что ты ему дорогу перебежал».

(злорадно смеются)

УТРЕННЕЕ ШОУ: А правда, что заглавную песню «Я шагаю по Москве» должны были исполнить вы, а не Никита Михалков?

Стеблов: Не совсем так. Просто там есть в начале сцена, когда я прихожу к нему, к Кольке. Колька - персонаж Никитин. Я снимаю гитару и начинаю играть и напевать эту песню. Он поддерживает. А потом вот эта сцена из окончательного монтажа выпала. И осталось только его пение известное. И вот какой-то фильм документальной о Георгии Николаевиче снимали очередной. И меня заготовили в качестве сюрприза. Я сидел в какой-то комнате. Потом за мной пришла сотрудница. Меня выпустили как сюрприз к ним в кадр. Тогда-то я его и спросил, потому что меня всю жизнь занимал этот вопрос: «Почему все-таки он вырезал это?» Я так ждал какого-то ответа. А он говорит: «Господи, да я не помню!»

(смеются)

Стеблов: Но Никита замечательно спел.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Да, у нас на Ретро FM часто звучит эта песня в эфире.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Давайте немного о театре поговорим, ведь в Театре Моссовета вам посчастливилось играть на одной сцене с самой Фаиной Раневской. Про нее хотелось бы подробнее. Ведь всем известно, что именно у нее потрясающее чувство юмора. Может, над вами она как-то подшучивала?

Стеблов: Если хотите, могу немножко рассказать о Раневской. Она иногда репетицию останавливала. И, что ей на ум пришло, вспоминала. Это было занятно и интересно. Как-то мы ее спросили: «Фаина Георгиевна, что такое для вас натурные съемки в кино?» Она сказала: «Деточка, это когда ты в бане, а туда пришла экскурсия».

(смеются)

УТРЕННЕЕ ШОУ: Гениально!

Стеблов: Потом она меня как-то спросила: «Женя, вы любили когда-нибудь?» Я ответил: «Любил, Фаина Георгиевна». Она говорит: «А сейчас?» Я говорю: «Не хотелось бы на эту тему говорить, так случилось, что я люблю одну женщину». Она говорит: «Я никому не скажу! Из наших?» Я сделал паузу и сказал: «Вас!» Она опешила и сказала: «Шалунишка!»

(смеются)

Стеблов: И с тех пор у нас проблем с ней не было никаких.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Ясно! Вы как-то в интервью говорили, что в Театре Моссовета у всех были прозвища. А у вас какое было?

Стеблов: Не знаю, это же за спиной произносилось.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А, вот так вот!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Шалунишка?

Стеблов: Нет, но я не знаю! У Фаины Георгиевны было прозвище Фуфа. Ее звали так за глаза. Веру Петровну Марецкую за глаза называли В.П.. Ростислава Яновича - Славик.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Вернемся в кинематограф. Фильм «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Собака Баскервилей». Во время натурных съемок вас забыли в поле. Такой же факт был. А как это вообще случилось, как это может так быть? Может быть, это чей-то злой умысел был бросить там артиста?

Стеблов: Нет-нет, это было таким образом: я просто очень торопился. И надо было снять быстрее. Потому что я приехал утром, а вечером я должен был уехать московским поездом. А снимали это где-то под Таллинном. Поэтому, вот эта тема, что Стеблов торопится, все говорили: «Давайте быстрее, Стеблов торопится». И в общем, короче говоря, все очень быстро мы сняли. Так все стремились к этому. А я, извиняюсь, отошел за куст там. А там почти не было растительности. Это было поле. И, когда я вышел из-за куста, я увидел только, как целый эшелон киногруппы, несколько машин, все уезжали. И последняя машина уезжала куда-то вдаль. Но потом, слава богу, кто-то опомнился: «А где же сам Стеблов?» И они вернулись.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Создали панику и сами же пострадали!

Стеблов: Да-да!

УТРЕННЕЕ ШОУ: В фильме «Раба любви» вы исполняете роль актера немого кино. И говорите все время очень странно. Это ваш голос. Или вас кто-то переозвучивал?

Стеблов: Нет, это мой голос.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А почему такой?

Стеблов: Понимаете, я же всю жизнь играл ведущие роли и в театре, и в кино. А тут роль небольшая. И по опыту я знаю, что небольшая роль - там есть свои особенности. Там надо какую-то сразу задать характеристику, которая сразу запоминается. И я придумал такой ход про ведущего артиста в театре, который потом потерял голос - этот персонаж Канин. А так как кино-то немое, то голос неважен. И вот он с таким голосом потерянным, пискливым и играл в немом кино героев.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А скажите что-нибудь таким голосом?

Стеблов (говорит голосом своего героя): Что вам сказать?

УТРЕННЕЕ ШОУ: Это гениально, конечно! Про взаимоотношения на съемочной площадке. В «Сибирском цирюльнике» вы снова встретились с Никитой Михалковым. Только теперь он режиссер, а вы актер. А как вам в принципе с ним комфортнее? Когда вы на равных в одном кадре или на позиции «вы актер, он - режиссер».

Стеблов: Понимаете, мы с ним друзья, поэтому не на равных мы с ним никогда не были. Поэтому как были друзья, так и есть. Но мы же все профессионалы. Никаких у нас проблем с этим никогда не было. У нас творческое взаимопонимание просто по глазам. Вместе писали, вместе дружили, какие-то житейские обстоятельства.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А если взять вашу первую работу с Никитой Михалковым «Я шагаю по Москве», вы в фильм постоянно спорите с ним.

Стеблов: Это по драматургии.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А за кадром вы тогда тоже спорили?

Стеблов: Да нет. Вообще, «Я шагаю по Москве» — очень легко мы работали. Георгий Николаевич как-то высказался, что все свои фильмы мог бы еще раз снять, а «Я шагаю по Москве» —  нет. Действительно, это уникальная картина. Я даже не понимал до конца, что мы делаем. В смысле, не понимал результата. Где-то во время монтажно-тонировочного периода, Никита - а он более ушлый всегда был - он мне сказал: «Да, картина-то у нас фестивальная будет!»

УТРЕННЕЕ ШОУ: Он тогда уже соображал?

Стеблов: Соображал!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Я вам признаюсь честно, могу просто набрать в Youtube «Стеблов День выборов» и посмотреть только ваши сцены. Вот так это для меня. А вы легко соглашаетесь на режиссерские предложения? Все-таки, мне кажется, что вас должны были уговаривать сняться в «Дне выборов».

Стеблов: У меня особых сомнений не было. Это была такая шутка для меня. Тем более, что я придумал, как это сделать. Ведь главное - не только материал, но и с кем ты работаешь. Партнеры важны, режиссеры - вот эти все составляющие. Вот тогда я решил, что это будет достаточно актуально к тому времени. С выборами у нас разное бывало. И я решил согласиться, и сыграл это по-своему. Там, может, и по-другому было изначально. Это же «Квартет И» - есть такие ребята. Они авторы сценария. Артисты - они совершенно для меня в другом. Как Савелий Крамаров мне сказал (мы с ним снимались вместе, он называл меня «учитель»): «Учитель, ну как я?» Я говорю: «Савелий, жмешь, наигрываешь». А он мне говорит: «Учитель, вы в легком весе, а мы в жиме».

УТРЕННЕЕ ШОУ: Как есть!

Стеблов: Для меня сложности нет в том, что зрителя удивляет. Я многое могу, просто не все продаю, что называется.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А вы помните свой первый гонорар и на что его потратили?

Стеблов: Он был небольшой, потому что мне не было 18 лет. Мне это было совершенно все равно. Вы знаете, я как-то никогда не ставил это во главу угла. Это не значит, что я не знал себе цену. Были же государственные тарификации, когда я получил высшую ставку. Это 56 или 50 рублей съемочный день. Я, конечно, был счастлив в советское время. Но потом, когда постсоветское время началось, уже надо было торговаться как на рынке, почем огурцы. Я особенно не торговался, но я ради денег никогда не работал.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Достойно!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Давайте нашу компанию сейчас расширим. Мы тут пообещали нашим слушателям поговорить с вами. Вот, пожалуйста, Александр из города Тольятти до нас дозвонился. Александр, доброе утро!

Александр: Доброе утро! Доброе утро, Евгений Юрьевич.

Стеблов: Доброе утро!

Александр: У вас были в жизни ситуации, что вы отказались от роли, а потом жалели об этом?

Стеблов: Вы знаете, у меня буквально такой ситуации не было. Но у меня была другая ситуация. У Никиты Михалкова есть замечательный фильм «Неоконченная пьеса для механического пианино». Я должен был там сыграть роль Трилецкого, которого в результате сыграл он сам, потому что я попал на других съемках в Праге в аварию автомобильную. Он меня ждал некоторое время. Он советовался, кем меня заменить. Но я ему сказал: «Не мучайся, лучше сыграй сам. Ты, конечно, по-другому сыграешь, но зато ты точно знаешь, что тебе нужно как режиссеру». Вот так это и получилось.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А если вопрос немножко переформулировать. Есть ли у вас какие-то роли, в которых вы снялись, а потом сказали: «Лучше бы я этого не делал»?

Стеблов: Так уж, пожалуй, нет. Вы знаете, я ведь во всех картинах никогда не был исполнителем. Я всегда работал в соавторстве с режиссером. Если у меня такое соавторство не складывалось, я отказывался.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Давайте поговорим с вами о фильме «По семейным обстоятельствам». Режиссер этой картины Алексей Коренев после этого фильма получил квартиру. А на вас какие-нибудь материальные, скажем так, блага, свалились?

Стеблов: Я не помню, чтобы он получил квартиру. Вообще, мы с ним сняли несколько фильмов. Первая наша картина была «Урок литературы» совместная, потом «Вас вызывает Таймыр», а потом только «По семейным обстоятельствам». Это сначала был спектакль в Театре Моссовета, который назывался «Возможные варианты». А потом, когда фильмы стали снимать, то в картину перешел, если можно так выразиться, из спектакля я и Юра Кузьменков, который алкоголика играл — эпизод. Больше никто. Вообще, Алексей Александрович, я считаю, недооцененный режиссер, потому что целый, можно сказать, свой у него кинематограф был. Он и «Большую перемену снял».

УТРЕННЕЕ ШОУ: Это шикарный фильм!

Стеблов: Он мне тоже предлагал главную роль в «Большой перемене», которую Миша Кононов сыграл. А я отказался, потому что я до этого очень много в кино работал и театр немножко подзапустил. Если бы я согласился на «Большую перемену», неправильно это было бы по отношению к театру.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Как раз по поводу спектаклей. Где вы сейчас играете и на каких сценах вас можно увидеть в ближайшее время?

Стеблов: Я играю сейчас в двух театрах. У себя в Театре Моссовета. И играю в спектакле по пьесе Островского «Правда хорошо, а счастье лучше». И играю еще в театре «Et Cetera» под руководством Калягина в спектакле «Земля Эльзы».

УТРЕННЕЕ ШОУ: Тогда надо будет собраться и в театр обязательно сходить.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Нужно!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Нужно найти время и не только послушать по радио Евгения Стеблова, а еще своими глазами увидеть на театральной сцене!

03.09.2021